Все рубрики

Сигматизм: симптомы и лечение

Сигматизм: симптомы и лечение

17.10.2018

Сигматизм (шепелявость) – патология у детей младшего дошкольного возраста, при которой происходит искажение произношения свистящих звуков. Чаще всего данное нарушение речи встречается у детей в период формирования речевых навыков. В особенности сложно ребенку произносить звуки «р» и «с».

У взрослых людей свистящий сигматизм встречается крайне редко, но не исключается. Клиническая картина такого нарушения довольно хорошо проявляется и проблем с постановкой диагноза, как правило, не возникает.

Лечение осуществляется посредством консервативных мероприятий – требуется коррекция речи, занятия с логопедом. В большинстве случаев исправление такой патологии возможно путем выполнения специальных упражнений.

Этиология

Причины того, что у ребенка развивается сигматизм, следующие:

  • врожденные патологии речевого аппарата;
  • передний открытый прикус;
  • слабость кончика языка;
  • аденоидные разращения;
  • хронические заболевания верхних дыхательных путей, из-за которых у малыша постоянно приоткрыт рот;
  • нарушение иннервации языка;
  • слабость мышц одной половины языка.

Патогенез данного нарушения может выглядеть следующим образом:

  • Кончик языка упирается в нижние зубы, а передняя часть языка немного вытянута. Из-за этого происходит образование узкой щели между языком и верхними зубами спереди.
  • Кончик языка располагается между верхними и нижними зубами.
  • Во время произношения звука «с» малыш не до конца растягивает зубы, а язык находится при этом глубоко в полости рта, что и приводит к неправильному произношению свистящих звуков.

Если вовремя обнаружить патологию и начать ее комплексное лечение, то можно избежать развития тяжелых осложнений и даже полностью убрать такое нарушение.

Нарушения свистящих звуков

Классификация

Различают следующие виды сигматизма:

  • межзубный сигматизм;
  • боковой сигматизм;
  • призубный сигматизм;
  • губно-зубной сигматизм;
  • парасигматизм.

Клиническая картина будет зависеть от того, какая именно форма патологического процесса имеет место.

Симптоматика

При нарушении межзубного типа клиническая картина характеризуется следующим образом:

  • вместо звука «с», будет слышаться английский звук «t»;
  • в момент произношения кончик языка располагается между верхним и нижним зубным рядом;
  • не происходит образование желобка посредине языка;
  • тактильно малыш ощущает теплую волну воздуха.

При боковом сигматизме клиническая картина будет следующая:

  • вместо свистящего звука «с», слышится хлюпающий звук;
  • один край языка располагается вверху, а второй бок располагается внизу;
  • направление воздушной струи происходит вбок;
  • присутствует опущение одного уголка губ;
  • зубы раскрыты больше, чем следует.

При губно-зубной форме такого нарушения присутствует симптоматика следующего характера:

  • звук «с» будет звучать как «х»;
  • во время произношения губы недостаточно растянуты;
  • небо находится в опущенном состоянии, язык находится глубоко в ротовой полости;
  • воздушная струя выходит через нос.

Родителям необходимо очень внимательно относиться к тому, как развивается речь их детей. При возникновении первого же симптома надо незамедлительно обращаться за помощью к логопеду, так как промедление приведет только к усугублению проблемы, решить которую в дальнейшем будет намного сложнее.

Диагностика

Осмотр малыша проводит логопед. В отдельных случаях дополнительно может понадобиться консультация отоларинголога.

Диагностическая программа основывается на следующих мероприятиях:

  • специалист проводит осмотр ротовой полости;
  • будет диагностирована слабость кончика языка или половины мышцы;
  • диагностируется открытый прикус;
  • у ребенка может быть постоянно приоткрыт рот.

Консультация отоларинголога понадобится обязательно в том случае, если предположительной причиной такого нарушения речи является разрастание тканей, патологические процессы в области верхних дыхательных путей.

Лечение

Важно! Родителям без предписания врача настоятельно не рекомендуется проводить с ребенком какие-либо логопедические упражнения. Это может только усугубить характер нарушения, что приведет к необратимым патологическим процессам.

Врач может порекомендовать следующее:

  • Если диагностируется межзубной сигматизм, то проводятся упражнения для укрепления мышц языка. Также врач назначает дополнительные упражнения для правильного произношения звуков.
  • Коррекция бокового сигматизма направлена на расширение языка и укрепление его боковых краев. Ребенок должен научиться правильно направлять воздушную струю во время произношения звуков.
  • При губно-зубной форме нарушения все упражнения должны быть направлены на то, чтобы ребенок правильно формировал речевой вдох во время произношения звуков.

В большинстве случаев упражнения должны проводиться не только с логопедом, но и дома с родителями. Поэтому родителям необходимо внимательно слушать рекомендации врача, регулярно выполнять все его предписания.

Следует понимать, что постановка правильного произношения звука – это еще не окончание лечения. Результат в обязательном порядке надо закрепить, так как только в таком случае можно говорить о правильной речи.

Возможные осложнения

Для здоровья ребенка патология такого характера опасности не представляет. Но если ее не устранить в раннем возрасте, то в дальнейшем такое нарушение приведет к неправильному произношению не только отдельных звуков, но и целых слов. Следует отметить и то, что во взрослом возрасте излечить такое заболевание очень сложно, а иногда практически невозможно.

Профилактика

Основой профилактики такой патологии является внимательное отношение родителей к тому, как развивается их ребенок:

  • родителям нужно заниматься с ребенком, как только тот начинает говорить;
  • если будет обнаружено неправильное положение языка во время произношения звуков, необходимо сразу же это исправлять.

При выявлении симптомов нарушения речи надо обязательно обращаться за помощью к логопеду, а не игнорировать проблему. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.